Дистрибьюторские контракты: право и международная практика

Комментарий современной правоприменительной практики

Дистрибьюторское соглашение представляет собой правовой фундамент широко распространенного в мировой торговле способа сбыта товаров и услуг на зарубежных рынках. В самом общем виде это международный коммерческий договор, в соответствие с которым дистрибьютору предоставляется право - иногда единоличное или исключительное - представительства на определенной территории, в отношении определенной продукции или услуг и в течение определенного периода времени. Синонимы: дистрибьюторский контракт или дистрибьюторский договор; на английском языке - distributorship или distributor contract; на немецком языке - vertriebsvertrag; на французском языке - contrat de distribution; на китайском языке - 分銷合同.

(с) Администрация ресурса

Содержание:

  1. Понятие дистрибьюторского контракта (дистрибьюторский договор является одним из наиболее распространенных в мировой торговле коммерческих договоров, направленных на организацию сбыта товаров и услуг на зарубежных рынках).
  2. Правовой режим (судебная практика идет по пути применения к дистрибьюторским контрактам по аналогии норм, регулирующих поставки и агентирование).
  3. Эксклюзивные и неэксклюзивные дистрибьюторские договоры (иностранному дистрибьютору на определенных условиях может предоставляться эксклюзивное или не эксклюзивное право закупать и перепродавать продукцию производителя/поставщика).
  4. Дистрибьюторские договоры 'американского' и 'европейского типа' (с технико-юридической точки зрения можно выделить два данных типа договора).
  5. 'Жесткие' и 'мягкие' дистрибьюторские договоры (данное деление дистрибьюторских контрактов возможно провести в зависимости от регламентации обязанностей дистрибьютора по закупке контрактной продукции).
  6. Дистрибьюторские договоры направленные на сбыт оборудования и потребительских товаров (наиболее широко дистрибьюторские контракты используются для сбыта оборудования и готовой продукции - обязанности дистрибьютора в этих договорах различны).
  7. Cубдистрибьюторские и субагентские договоры (в противоположность основному дистрибьюторскому контракту можно выделить субдистрибьюторский контракт, который заключается с местными дилерами для увеличения сбыта на контрактной территории).
  8. Условия купли-продажи (дистрибьюторский контракт всегда в той или иной степени определяет условия закупок продукции дистрибьютором, а значит и условия будуших договоров купли-продажи).
  9. Соотношение дистрибьюторских и агентских контрактов (в отличие от агента, дистрибьютор не выступает от имени производителя и не подотчетен ему в отношении прибыли, получаемой от перепродажи товаров на его собственной территории).
  10. Соотношение дистрибьюторских контрактов и договоров поставки (дистрибьюторское соглашение не является договором купли-продажи контрактной продукции, его предмет - наделение дистрибьютора определенными правами на сбыт).
  11. Соотношение дистрибьюторских и лицензионных контрактов (данные типы контрактов имеют определенное сходство, т.к. их предметом является передача прав).
❗️ При разработке комментариев и дистрибьюторских контрактов, размещенных в данном разделе, администрация ресурса использовала следующие источники — "The Best Nonfranchise Business Opportunities/the Smart Entrepreneur's Guide to Dealerships, License Agreements, Distributorships, and More" (Andrew J. Sherman, Donna Tozzi Cavanagh), Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений (Публикация МТП № 441), "The Law and Practice of International Trade" (Clive M.Schmitthoff), "Distributorship, Franchising, Agency Community and National Laws and Practice in the Eec" (Roberto Baldi).

Посты

  • TesterogdTesterogd Moderator, Staff
    ред: Декабрь 2019

    1. Понятие дистрибьюторского договора

    (Дистрибьюторские контракты / Комментарий)

    Дистрибьюторский договор (синонимы: дистрибьюторский контракт, дистрибьюторское соглашение) является одним из наиболее распространенных в мировой торговле коммерческих договоров, направленных на организацию сбыта товаров и услуг на зарубежных рынках. Для наименования подобных соглашений в английском языке используются термины "distributorship contract/agreement" или "distributor сontract/agreement", во французском "concession commerciale" или "concession de vente" и в немецком языке "Vertragshandler-vertrag" или "Eigenhandlervertrag". В самом общем виде это договор, в соответствие с которым дистрибьютору на определенное время и на определенной территории предоставляется право продавать определенную продукцию и оказывать определенные услуги с использованием наименования и товарных знаков или логотипов производителя.

    Для обозначения дистрибьютора на практике часто используются термины "агент" ("agent"), "коммерческий агент" ("commercial agent"), "генеральный агент" ("general agent") и т.п., что строго говоря является не совсем точным, т.к. в праве термин агент имеет отличное содержание (см. соотношение агентских и дистрибьюторских контрактов). Иногда применяются термины "importer" или "general importer" чтобы подчеркнуть то обстоятельство, что дистрибьютор отвечает за организацию сбыта в конкретной стране. При этом нужно понимать, что дистрибьютор не является простым оптовым перепродавцом - он имеет более тесные связи с производителем или поставщиком продукции.

    В частности, можно отметить следующие характерные черты дистрибьюторских отношений:

    • в качестве перепродавца дистрибьютор осуществляет продвижение и/или организацию сбыта на закрепленной за ним территории (так называемая контрактная территория);
    • производитель утрачивает привилегированное положение на контрактной территории и иногда предоставляет дистрибьютору эксклюзивное право на сбыт;
    • дистрибьюторские отношения устанавливаются на согласованный и обычно достаточно большой период времени - дистрибьюторские связи по определению не могут быть эпизодическими;
    • в период действия дистрибьюторского договора между дистрибьютором и производителем (поставщиком) зачастую возникают тесные партнерские связи. Т.к. последний заинтересован в увеличении сбыта продукции, дистрибьютору оказывается всестороннее содействие - обучение песонала дистрибьютора, информационная и рекламная поддержка и т.п.;
    • сбыт продукции сопровождается обычно ограничением свободы действий дистрибьютора, в частности обязательством воздерживаться от конкуренции;
    • почти всегда дистрибьютор осуществляет сбыт товаров под соответствующими товарными знаками и логотипами производителя.
  • BogdaBogda Moderator, Staff
    ред: Декабрь 2019

    2. Правовой режим дистрибьюторских контрактов

    (Дистрибьюторские контракты / Комментарий)

    В большинстве стран, и в том числе в России, отсутствует специальное регулирование дистрибьюторских договоров. Исключение составляют некоторые развивающиеся страны, такие как Ливан, Гватемала и Доминиканская Республика, где приняты специальные законы. Так как дистрибьюторский договор имеет сходство с договорами на длительные поставки и агентскими договорами, судебная практика большинства стран идет по пути применения к дистрибьюторским контрактам по аналогии норм, регулирующими поставки и агентирование.

    Учитывая огромное экономическое значение дистрибьюторских отношений в современном бизнесе, в странах ЕС наметилась тенденция к урегулированию ряда аспектов. В некоторых странах Евросоюза защита дистрибьюторов осуществляется судебной практикой путем применения к ним либо статуса агента, либо более общих принципов права (Lex Mercatoria). В Федеративной Республике Германии судебная практика в некоторых обстоятельствах применяет к дистрибьютору статус коммерческого агента, например в том, что касается возмещения за клиентуру (см. нормы Германского торгового кодекса об агентских договорах).

    Во Франции на основе общих принципов права судьи могут вынести решение о компенсации за убытки, понесенные дистрибьютором в случае прекращения или даже иногда невозобновления соглашения с определенным сроком действия (см. Закон Франции об отношениях между коммерческим агентом и принципалом).

    Кроме того, конкурентное законодательство ЕЭС может затронуть действительность положений дистрибьюторского контракта, касающихся эксклюзивности и неконкуренции.

  • BogdaBogda Moderator, Staff
    ред: Декабрь 2019

    3. Эксклюзивные и неэксклюзивные дистрибьюторские контракты

    (Дистрибьюторские контракты / Комментарий)

    Иногда условиями дистрибьюторского контракта предусматривается, что продавец (производитель, поставщик) предоставляет иностранному дистрибьютору эксклюзивные или исключительные права на сбыт определенных товаров на определенной территории, а дистрибьютор избирает продавца единственным поставщиком данных товаров. Такой дистрибьюторский контракт называется эксклюзивным.

    В качестве примера эксклюзивного дистрибьюторского договора можно привести договор, заключенный между иностранным производителем электроники и российским импортером. Согласно условиям договора поставщик не имеет права назначать другого дистрибьютора своей продукции в России, он также не вправе торговать своей продукцие самостоятельно (через сбытовый филиал или аффилированную компанию). А дистрибьютор не вправе торговать в России электроникой, производимой конкурентами поставщика.

    Но вышеописанный пример в сущности идеален и не часто встречается на практике. Поставщик обычно стремится ограничить эксклюзивные права дистрибьютора, например, заключением договора на небольшой срок или ограничением контрактной территории каким-либо регионом страны, или же стремится привязать предоставление эксклюзивных прав к выполнению дистрибьютором определенного плана по закупкам.

    Дистрибьютор также стремится не связывать себя обязательствами торговать продукцией только одного поставщика и настаивает, например, на включении в контракт оговорки о том, что дистрибьютор вправе заниматься сбытом продукцию иных производителей, но только, если такая продукция не конкурирует с продукцией по эксклюзивному контракту по цене и качеству.

  • Batty90Batty90 Expert, Staff
    ред: 19 янв

    4. Дистрибьюторские договоры 'американского' и 'европейского' типа

    (Дистрибьюторские контракты / Комментарий)

    4.1. 'Американские' договоры

    Соединенные Штаты обладают на сегодняшний день наиболее разработанным законодательством в области бизнеса (business law). Степень развитости современного гражданского законодательства определяется, в том числе, наличием диспозитивных норм, коих в американском законодательстве великое множество (см. в частности Единообразный Торговый Кодекс США). Как следствие американские юристы чрезвычайно специализированы, трудно сказать это дает больше плюсов или минусов. Но можно с уверенностью утверждать то, что подготовленные американскими юридическими и консалтинговыми фирмами контракты отличаются от контрактов подготовленных, например, их европейскими или японскими коллегами.

    Контракты подготовленные американскими юристами отличаются сложностью структуры, детальностью проработки различных аспектов сделки, "витиеватостью" стиля, и отчасти своими размерами. Именно поэтому, в практике международной торговли возникло понятие "контракта американского типа" в отличие, например, от контракта "европейского типа".

    Образец жесткого договора американского типа см. здесь.


    4.2. Европейские договоры

    Европейские договоры обычно более компактны, сжаты по содержанию и зачастую включают в себя "мягкие" или декларативные нормы. Например, вместо подкрепленных штрафными санкциями положений, часто используются формулировки типа - стороны будут прилагать "все усилия" или "все разумные усилия" или "максимальные усилия" для достижения определенных целей, но при этом недостижение результата никак не наказывается.

    Образцы мягких договоров европейского типа см. здесь и здесь.

  • Batty90Batty90 Expert, Staff
    ред: Декабрь 2019

    5. Жесткие и мягкие дистрибьюторские контракты

    (Дистрибьюторские контракты / Комментарий)

    Помимо разделения дистрибьюторских контрактов на эксклюзивные и неэксклюзивные, в зависимости от обязанностей дистрибьютора по закупке контрактной продукции также можно выделить "жесткие" и "мягкие" дистрибьюторские соглашения:

    В соответствие с жестким дистрибьюторским контрактом дистрибьютор обязуется размещать заказы определенного объема и в случае не выполнения предусмотренного объема сбыта он может нести ответственност ь в виде расторжения соглашения, лишения эксклюзивных прав либо уменьшения контрактной территории. Чаще всего, контракт такого типа более предпочтителен для поставщика/производителя.   В соответствие с мягким дистрибьюторским контрактом дистрибьютор обязуется размещать заказы на продукцию по мере получения их от клиентов за границей без привязки к каким-либо объемам сбыта. Чаще всего, контракт такого типа более предпочтителен для дистрибьютора.

    При разработке и согласовании условий дистрибьюторского контракта следует иметь в виду, что в обмен на предоставление эксклюзивных прав на сбыт, производитель (поставщик) стремится связать дистрибьютора определенными объемами сбыта. Другими словами, жесткие дистрибьюторские контракты чаще всего составляются в эксклюзивном формате.

    При толковании условий жесткого дистрибьюторского соглашения также следует учитывать, что стороны намереваются создать длительные взаимные отношения. Незначительные отклонения от условий договора нельзя использовать как основание для прекращения договора в целом, хотя такие отклонения могут дать основания для требования о возмещении убытков. Это особенно актуально, если дистрибьютор, не принимая на себя обязательства, понес значительные расходы по продвижению на рынок товаров изготовителя.

  • lorencolorenco Staff
    ред: Декабрь 2019

    6. Дистрибьюторские договоры на сбыт оборудования и готовых товаров

    (Дистрибьюторские контракты / Комментарий)

    С учетом того, что структура и условия дистрибьюторского контракта во многом зависят от физических особенностей продвигаемой на зарубежные рынки продукции, можно выделить дистрибьюторские контракты на сбыт машин и оборудования и на сбыт готовой промышленной продукции и полуфабрикатов.

    Их отличия связаны с характером поставляемых товаров - например, при сбыте оборудования на дистрибьютора обычно налагаются обязанности по монтажу, пуско-наладке, сервисному обслуживанию, снабжению запасными частями и расходными материалами и проч. При сбыте же готовых промышленных изделий обязанности дистрибьютора сводятся в основном к замене бракованных изделий.

  • lorencolorenco Staff
    ред: Декабрь 2019

    7. Субдистрибьюторские и субагентские договоры

    (Дистрибьюторские контракты / Комментарий)

    Самостоятельный сбыт или сбыт через субагентскую (субдистрибьюторскую) сеть?

    Заключение дистрибьюторского или агентского контракта с иностранным производителем лишь первый шаг на пути достижения эффективного сбыта товаров (услуг) на российском рынке (или рынках стран ЕАЭС). Следующим шагом на этом пути является организация агентом/дистрибьютором эффективного взаимодействия с конечными потребителями, в чем безусловно заинтересованы обе стороны основного агентского или дистрибьюторского контракта.

    Взаимодействие с конечными потребителями может быть организовано различными способами. Простейшим способом является прямая деятельность агента/дистрибьютора по поиску потенциальных клиентов, рекламированию контрактной продукции, организация им первичных контактов с клиентурой в целях демонстрации продукции, заключение договоров поставки (купли-продажи) , организация послепродажного обслуживания и т.п. Этот способ скорее всего будет оправдан в случае сбыта единичной дорогостоящей продукции, такой как оборудование, средства транспорта, машины, технологические линии и т.п. (т.н. "точечный бизнес").

    В случае же сбыта большого количества мелкой или розничной продукции от агента/дистрибьютора потребуется наличия значительного штата специально подготовленного персонала, филиальной сети в различных регионах, демонстрационных залов и т.п. Очевидно, что организовать филиалы и демонстрационные залы в нескольких ключевых центрах небольшой европейской старны не составляет больших трудностей. Но в масштабах самой большой страны в мире, где ключевые экономические районы отделены друг от друга огромными расстояниями, такое решение выглядит весьма накладным.

    Другим более перспективным для рынков ЕАЭС маркетинговым методом является привлечение местных (региональных) торговых организаций и формирование на их основе внутри контрактной территории субагентских или субдистрибьюорских сетей. Такой способ дистрибьюции продукции безусловно способен придать сбыту оптовый характер и способствовать достижению значительных оборотов.

    Правовой основой для взаимоотношения дистрибьютора с субдистрибьюторами и субагентами являются специальные субдистрибьюторские и субагентские контракты, которые будучи внутренними договорами, должны подчинятся законодательству, действующему на договорной территории.

    Отношения поставщика, дистрибьютора и субдистрибьютора

    В России для обозначения местных торговых организаций часто используется термин "дилер". Следует отметить, что термины дилер и дилерская сеть не носят правового характера (они не упоминается и не регулируется действующим законодательством РФ) и являются скорее деловым слэнгом. На практике под термином дилер чаще всего понимаются торговые предприятия, постоянно закупающие продукцию для перепродажи на местных (область, район, горов) рынках. При этом правовая связь между ними и головным сбытовым предприятием проявляется чаще всего в форме договоров поставки.

    Внутри сбытовой сети все торговые представители имеют разную степень приближения к головному сбытовому партнеру. Наиболее близкая связь прослеживается с агентами в рамках субагентских контрактов. Менее тесные связи прослеживаются в субдистрибьюторских договорах.

    Следует иметь в виду, что право агента/дистрибьютора на привлечение субдистрибьюторов или субагентов должно быть четко зафиксировано в основном дистрибьюторском (или агентском) контракте. Также в дистрибьюторском контракте следует предусмотреть право субдистрибьютора на прямое обращение к иностранному производителю в определенных случаях, например, в связи с заменой по гарантийному случаю и т.п. (это может быть чрезвычайно удобным, если субдистрибьютор находится в отдаленном регионе - в противном случае ему бы пришлось действовать "через голову") дистрибьютора.

    Важным нюансом при использовании субдистрибьюторских контрактов является то, что субдистрибьютор, будучи торговым представителем дистрибьютора вправе оказывать последнему широкий перечень коммерческих услуг на платной основе. Этот прием может использоваться в качестве легального метода оптимизации налогообложения.

  • lorencolorenco Staff
    ред: Декабрь 2019

    8. Условия закупок в дистрибьюторском контракте

    (Дистрибьюторские контракты / Комментарий)

    Дистрибьюторский контракт всегда в той или иной степени определяет условия закупок продукции дистрибьютором, а значит и условия будуших договоров поставки (см. также соотношение дистрибьюторских контрактов и договоров купли-продажи). В зависимости от юридического оформления условий будущих договоров купли-продажи дистрибьюторские контракты условно могут быть разделены на следующие три типа:

    1. контракты, в которых условия будущих договоров купли-продажи содержатся в теле дистрибьюторского соглашения в виде статей или глав "Порядок заказа", "Порядок оплаты", "Порядок доставки", "Порядок приемки" и т.п.
    2. Контракты, в которых условия будущих договоров купли-продажи вынесены в приложение в виде типовых условий продаж (чаще всего такие контракты используют достаточно крупные поставщики, имеющие множество дистрибьюторов в различных странах).
    3. Контракты, в которых условия закупок формализуются в заключаемых время от времени между поставщиком и дистрибьютором договорах купли-продажи. В этом случае, форма договора купли-продажи может быть вынесена в приложение.

    В случаях (1) и (2) заключение договора купли-продажи происходит путем заполнения и передачи принципалу специальной формы заказа (order form) и ее акцептования поставщиком. Естественно во всех случаях дистрибьютор должен иметь право на варьирование в той или иной степени отгрузочных инструкций, инструкций о страховании груза и т.п. Например, он может пожелать, чтобы груз был направлен в адрес третьих лиц, был застрахован на определенных условиях, был отгружен конкретному перевозчику и проч.

    В случае (3) дистрибьютор и поставщик на каждую поставляемую партию продукции заключают отдельный договор поставки. Данный вариант предпочтителен, если предметом сбыта является штучное и дорогостоящее оборудование, или, если одна из сторон по той или иной причине не желает афишировать факт дистрибьюторских отношений. В этом случае, контролирующим органам предоставляются только соответствующие договоры поставки.

  • lorencolorenco Staff
    ред: Декабрь 2019

    9. Соотношение дистрибьюторских и агентских контрактов

    (Дистрибьюторские контракты / Комментарий)

    ⭐️ См. наши комментарии, посвященные международным агентским контрактам

    В юридическом смысле дистрибьютор не является агентом производителя или поставщика продукции (услуг). В отличие от агента, дистрибьютор не выступает от имени производителя и не подотчетен ему в отношении прибыли, получаемой от перепродажи товаров на его собственной территории.

    Прибылью дистрибьютора обычно является разница между покупной и продажной ценой, которую он вправе устанавливать самостоятельно (иногда производитель налагает определенные ограничения на ценообразование руководствуясь соображениями конкурентности и престижности). В то время как доходом агента обычно являются комиссионные, причитающиеся ему за заключение договора купли-продажи (поставки) или оказания услуг от имени принципала, или когда последний заключает такой договор с клиентом, которого рекомендовал агент.

    Следует отметить, что эксклюзивное дистрибьюторское соглашение имеет определенное сходство с договором, по которому предоставляются исключительные агентские права, в частности, в обоих договорах указывается договорная территория, действия исключительных прав на торговлю, иногда присутствует оговорка о неконкуренции (см. договоры о неконкуренции).

    Другое отличие дистрибьюторского контракта от агентского соглашения состоит в следующем: договоры, заключаемые в рамках дистрибьюторских отношений являются реальными договорами купли-продажи, которые дистрибьютор заключает от своего собственного имени. Когда дистрибьютор перепродает товары на своей территории, никакой договорной связи между конечным покупателем и иностранным производителем не возникает (исключая гарантийное обслуживание проданной продукции и услуги по запуску и настройке сложного оборудования).

    Другое важное отличие дистрибьюторских и агентских контрактов заключается в том, что первые всегда регулируют сбыт материальных предметов (промышленные и пищевые изделия, оборудование, машины и т.п.), вторые же могут использоваться и в сфере оказания услуг (таких как транспортные, страховые, консультационные и проч.).

    Если взглянуть на проблему с "колокольни" поставщика/производителя - дистрибьюторское соглашение имеет очевидное преимущество перед соглашением об исключительном агентстве: производителя не должна беспокоить опасность некредитоспособности множества покупателей на иностранной территории, ему выгоднее продать товар одному лицу, чья кредитоспособность и коммерческое положение ему хорошо известны или относительно легко проверяемы.

  • prok-offprok-off Staff
    ред: Декабрь 2019

    10. Соотношение дистрибьюторских соглашений и договоров поставки

    (Дистрибьюторские контракты / Комментарий)

    Дистрибьюторское соглашение на сбыт определенных товаров не является договором купли-продажи данных товаров. Данное соглашение в первую очередь наделяет дистрибьютора определенными (эксклюзивными или неэксклюзивными правами) правами на сбыт, и только во вторую очередь определяет общие условия, на которых производитель\поставщик и дистрибьютор позднее будут заключать договоры купли-продажи (см. также условия будущих договоров купли-продажи в дистрибьюторских контрактах). В части регламентации отношений по поставкам, дистрибьюторское соглашение является рамочным договором, определяющее в той или иной степени будущие взаимоотношения поставщика и дистрибьютора по закупкам и сбыту продукции.

    По степени детализации условий купли-продажи можно различать дистрибьюторские соглашения, где условия будущих договоров купли-продажи прописаны в самом общем виде, и договоры, где условия поставок прописаны очень детально, так что в будущем, вместо заключения отдельных договоров купли-продажи, сторонам достаточно подписывать краткую форму заказа (order form), детализирующую состав и стоимость поставляемой партии. К первому типу относится т.н. 'мягкое' дистрибьюторское соглашение, где в самом договоре подробно прописаны условия, регулирующие заказ и оплату продукции, ее поставку, приемку по количеству и качеству, ремонт и замену некачественной продукции и проч. условия.

    Следует отметить, что дистрибьюторское соглашение не является простым договором о заключении другого договора или соглашением о намерениях заключить договор поставки. Оно представляет собой реально действующее в данный момент соглашение. Хотя его обязательные условия зависят от заключения отдельных договоров купли-продажи в будущем, ограничительные условия (о контрактной территории, об эксклюзивности и т.п.) вводятся в действие немедленно и остаются в силе на срок действия соглашения, даже если договоры купли-продажи вообще не заключаются.

  • prok-offprok-off Staff
    ред: Декабрь 2019

    11.Соотношение дистрибьюторских и лицензионных договоров

    (Дистрибьюторские контракты / Комментарий)

    Дистрибьюторский договор имеет определенное сходство с лицензионными договорами на передачу прав на интеллектуальную собственность - на передачу технологии, на программное обеспечение и франчайзинговыми контрактами. Прежде всего следует отметить то обстоятельство, что предметом всех указанных типов договоров является передача прав.

    Предметом дистрибьюторского договора является наделение дистрибьютора эксклюзивным или неэксклюзивным правом на сбыт определенной продукции на определенной территории. В любом лицензионном соглашении владелец права на интеллектуальную собственность также наделяет другое лицо - лицензиата, правом на использование объекта интеллектуальной собственности на определенных условиях.

    Также в рамках дистрибьюторских договоров дистрибьютор наделяется правом использовать товарные знаки, логотипы и наименования производителя/поставщика (т.е. объекты интеллектуальной собственности) в процессе сбыта продукции на контрактной территории. Это вторая черта, объединяющая указанные типы контрактов.

    Разграничение указанных контрактов возможно провести, в частности, основываясь на финансовых взаимоотношениях сторон. Отношения дистрибьютора и производителя/поставщика строятся как отношения независимых продавца и покупателя, прибыль первого всегда представляет собой доходы от реализации своей продукции. Доходы же лицензиара чаще всего представляют собой фиксированные платежи со стороны лицензиата (роялти).


    /конец комментария/
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.