Понятие и классификация международных франчайзинговых контрактов

Concept and Classification of International Franchise Agreements

★ Франчайзинговый контракт представляет собой особый тип лицензионного договора на передачу интеллектуальной собственности - в соответствие с ним лицензиар (франчайзер) выдает иностранному лицензиату (франчайзи) лицензию на ведение определенных деловых операций под наименованием, под товарными знаками, брендами, логотипами и с использованием ноу-хау, принадлежащим лицензиару.

(с) Администрация ресурса


В рамках франчайзингового договора часто передаются лицензии на использование объектов промышленной собственности, таких как методы предпринимательской деятельности (ноу-хау) и товарные знаки (знаки обслуживания) франчайзера, а также оказывается техническое и коммерческое содействие франчайзи.

Франчайзинговая лицензия чаще всего выдается в обмен на прямую (роялти) или косвенную финансовую компенсацию (встречные услуги и проч.) и обычно предполагает получение франчайзером вознаграждения в течение срока действия контракта.

Учитывая, что деятельность лицензиата может нанести ущерб деловой репутации лицензиара, последний нередко приобретает право осуществлять жесткий контроль за разрешенной деловой активностью франчайзи в течение срока действия лицензии. Это обстоятельство придает франчайзинговым соглашениям определённое сходство с агентскими контрактами, где агент также занимает подотчетное положение по отношению к принципалу.

Основные виды франчайзинговых контрактов

01. Дистрибьюторские франчайзинговые контракты

02. Контракты о промышленной франшизе

03. Контракты мастер-франчайзинга

04. Основные компоненты отношений франчайзинга

См. также: соотношение дистрибьюто;ских, лицензионных и франчайзинговых контрактов.

Посты

  • SergSlSergSl Member, Staff
    ред: 24 янв

    1.Дистрибьюторские франчайзинговые контракты

    Понятие и классификация франчайзинговых контрактов / комментарий

    Франчайзинговый контракт может быть заключен в сфере торговли или услуг. В этом случае он называется дистрибьюторским франчайзинговым контрактом (или дистрибьюторским соглашением о франшизе) и регулирует распространение товаров или предоставление услуг под наименованием франчайзера в обмен на финансовую компенсацию.

    Франчайзи обычно предоставляется право на сбыт изделий, производимых или поставляемых франчайзером или на распространение услуг, предоставляемых франчайзером под товарным знаком и на основе коммерческого ноу-хау и коммерческого содействия последнего.

    См. образец дистрибьюторского франчайзингового соглашения I3.a1.
  • SergSlSergSl Member, Staff
    ред: 24 янв

    2.Контракты о промышленной франшизе

    (Понятие и классификация франчайзинговых контрактов / комментарий)

    Франчайзинговый контракт также может быть заключен в сфере промышленного производства. В этом случае он называется договором (контрактом) о промышленной франшизе и регулирует производство товаров под наименованием франчайзера в обмен на определенную финансовую компенсацию.

    В рамках данного договора франчайзи предоставляется право на производство определенного вида товаров с использованием интеллектуальной собственности франчайзера (товарные знаки, патенты, ноу-хау). Франчайзер также предоставляет франчайзи техническое содействие, обучение персонала и т.п.

    См. образец контракта о промышленной франшизе № I3.b1 - за определенную финансовую компенсацию франчайзер предоставляет франчайзи право на производство товаров с использованием товарного знака и патента франчайзера, а также в соответствии с его ноу-хау и техническим содействием.
  • SergSlSergSl Member, Staff
    ред: 24 янв

    3.Контракты мастер-франчайзинга

    (Понятие и классификация франчайзинговых контрактов / комментарий)

    Если договорная территория, на которой предполагается развивать франшизную сеть, достаточно велика (например, охватывается границами страны или группы стран), то развивать сеть предпочтительней с помощью посредника - мастер-франчайзи, которому франчайзер на основании соглашения о мастер-франчайзинге (Master Franchise Agreement) предоставляет право создать франшизу на договорной территории.

    В обмен на финансовую компенсацию мастер-франчайзи получает право использовать франшизу для заключения соглашений о франчайзинге с третьими лицами, именуемыми франчайзи. Для реализации таких соглашений могут быть использованы различные механизмы договорных связей.

    Франшизная сеть в силу размера договорной территории часто развивается посредником - мастер-франчайзи, которому франчайзером предоставляется право создать франшизу на договорной территории. В обмен на финансовую компенсацию мастер-франчайзи получает право использовать франшизу для заключения соглашений о франчайзинге с третьими лицами, именуемыми франчайзи. Можно сказать, что соглашение о мастер-франшизе регламентирует развитие франшизы.

    Для реализации договоров мастер-франчайзинга могут быть использованы различные механизмы договорных связей:

    • поручение, по которому мастер-франчайзи представляет франчайзера;
    • дистрибьюторство, по которому мастер-франчайзи выступает в качестве суб-франчайзера; и/или
    • совместная деятельность (joint venture), в которой мастер-франчайзи действует в качестве франчайзера.

    Каждый из этих механизмов исходит из того, что контракт франчайзинга должен быть заключен между мастер-франчайзи, действующего от своего имени или по поручению франчайзера, и местными франчайзи, которые обязуются следовать стандартам франчайзера.

    См. образец соглашения мастер-франчайзинга № I3.c1.
  • SergSlSergSl Member, Staff
    ред: 8 июн

    04. Основные компоненты и преимущества отношений франчайзинга

    (Понятие и классификация франчайзинговых контрактов / комментарий)

    Франчайзинговый контракт с точки зрения франчайзера представляет собой эффективный правовой метод быстрого проникновения на рынок и организации сбыта своих товаров или услуг без значительных капитальных затрат на развитие бизнеса. Для достижения указанных преимуществ в контракте должны быть урегулированы следующие компоненты отношений франчайзинга.

    В отношении франчайзера:

    • передача ноу-хау;
    • передача по лицензии товарных знаков и обозначений;
    • предоставление помощи в реализации и менеджмента.

    В отношении франчайзи:

    • для поддержания интеллектуальной собственности осуществление франчайзером разумного контроля качества, обеспечиваемого франчайзи;
    • оплата первоначального и текущих платежей в обмен на право использования нематериальных объектов;
    • участие в организуемых франчайзером курсах по обучению;
    • использование товарных знаков и символов франчайзера;
    • строгое следование коммерческим стандартам франчайзера;
    • информирование франчайзера о возникающих трудностях или о предлагаемых улучшениях.

    Соглашение о франчайзинге предусматривает систему разрешения споров в отношении обеих сторон, включая порядок извещения о недостатках и возможностях их устранения.

    Франчайзинговый контракт с точки зрения франчайзера представляет собой эффективный правовой метод быстрого проникновения на рынок и организации сбыта своих товаров или услуг без значительных капитальных затрат на развитие бизнеса.

    Франчайзер может:

    • сконцентрировать усилия на развитии и/или адаптации своего ноу-хау;
    • с минимальными затратами создать дистрибьюторскую сеть, которая быстро охватывает географически значительный рынок;
    • повысить с помощью созданной сети производительность и добиться экономии на продаже;
    • более эффективно обслуживать традиционного потребителя, используя совместную рекламу и приспособленную к местным нуждам систему продвижения;
    • поддерживать собственный контроль над распространением своих товаров и/или услуг; и
    • утвердить свой товарный знак.

    Франчайзи вправе:

    • осуществлять свою деятельность с гораздо большими шансами на успех благодаря новому товарному знаку, ноу-хау, современному обучению и поддержке в оказании услуг, предлагаемых франчайзером;
    • получать прибыль от высокой репутации товарного знака, сохраняя свою независимость;
    • развивать бизнес путем использования опыта и ноу-хау франчайзера;
    • использовать в период действия контракта полученные от франчайзера адаптированное ноу-хау и содействие по размещению и осуществлению менеджмента.

    С точки зрения потребителя, основанные на франчайзинге операции предлагают широкий выбор товаров и услуг на признанном уровне качества по согласованным ценам, что стимулирует конкуренцию на рынке.

Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.