Понятие и правовой режим агентско-дистрибьюторских (смешанных) контрактов

Concept and Legal Frame of Agency-Distributorship (Mixed) Agreements

★ Данный тип контракта это попытка объединить достоинства дистрибьюторского и агентского контрактов и предоставить возможность иностранному торговому представителю действовать в том или ином амплуа по своему усмотрению.

(с) Администрация ресурса


Комментарий правоприменительной практики

Если сравнить статус агента и дистрибьютора как торгового представителя принципала (поставщика) на определенной контрактной территории соответственно в рамках агентского и дистрибьюторского контракта, то будет нетрудно заметить, что оба контракта четко разграничиваются по функциям и объему прав и обязанностей как поставщика, так и дистрибьютора ¬ см. подробнее разграничение агентских и дистрибьюторских контрактов.

С точки зрения прав и обязанностей агента / дистрибьютора, а также порядка финансирования торгового представительства, оба типа контракта наряду с определенными достоинствами и преимуществами, имеют также и существенные ограничения, которые необходимо учитывать при выборе той или иной правовой формы. Для удобства сравнения ниже мы свели основные преимущества и недостатки обоих контрактов:

01. Плюсы и минусы дистрибьюторского контракта.

02. Плюсы и минусы агентского контракта.

03. Преимущество смешанных агентско-дистрибьюторских договоров.

04. Эксклюзивный формат агентско-дистрибьюторских договоров.


При разработке комментариев и типовых агентско-дистрибьюторских контрактов администрация ресурса использовала следующие источники — International Encyclopedia of Agency and Distribution Agreements (International Bar Association Series) by Agustin Jausas, Commercial Agency and Distribution Agreements: Law and Practice in the Member States of the European Community by Guy-Martial Weijer, The Law and Practice of International Trade by Clive M.Schmitthoff, The Best Nonfranchise Business Opportunities/the Smart Entrepreneur's Guide to Dealerships, License Agreements, Distributorships, and More by Andrew J. Sherman, Donna Tozzi Cavanagh, Distributorship, Franchising, Agency Community and National Laws and Practice in the Eec by Roberto Baldi, Публикации МТП №№ 410, 646, 441Е, 518 и др. специальная литература.


См. также: образец эксклюзивного агентско-дистрибьюторского контракта.

Посты

  • miripravomiripravo Administrator
    ред: 19 янв

    Агентско-дистрибьюторские контракты / Комментарий

    1. Плюсы и минусы дистрибьюторского контракта

    • ➕ Дистрибьютор вправе свободно перепродавать продукцию будучи ее собственником. Следовательно его прибыль не ограничивается размерами комиссионных, что является безусловным плюсом.
    • ➖ Но с другой стороны дистрибьютор должен располагать свободными денежными резервами для новых закупок, зачастую на него накладываются ограничения на минимальный сбыт (т.е. он не вправе закупать продукции меньше определенного уровня по количеству или стоимости) и некоторые др.
    • ➕ Дистрибьютор более свободен в своих действиях, т.к. он является свободным перепродавцом продукции принципала.
    • ➖ Но при этом дистрибьютор несет ответственность перед потребителями на договорной территории за качество продукции. Ответственность же принципала (поставщика, производителя) перед потребителями на местном рынке обычно ограничивается лишь скрытыми дефектами и безопасностью продукции (т.н. материальная ответственность).
    • ➖ Дистрибьютор осуществляет обслуживание реализованной продукции, в том числе гарантийное обслуживание и ремонт, обычно за свой счет. Иногда эти расходы учитываются при последующих закупках или покрываются скидками, предоставляемыми поставщиком. При этом дистрибьютор всегда несет ответственность за качество поставляемой продукции перед конечными потребителями продукции.

  • GregorGregor Supermoderator
    ред: 19 янв

    Агентско-дистрибьюторские контракты / Комментарий

    2.Плюсы и минусы агентского контракта

    • Агентские взаимоотношения не требуют от агента значительных свободных средств для организации закупок и перепродажи продукции, что также является плюсом.
    • Но при этом и прибыль агента ограничивается комиссионным вознаграждением.
    • ➕ Ответственность агента перед потребителем обычно отсутствует - если только он не заключает контракты от своего имени, но за счет принципала - что встречается довольно редко в международной торговле, но допускается российским законодательством.
    • ➖ При этом функции агента и его свобода бизнеса существенно ограничены.
    • ➕ Напротив, агент в большинстве случаев оказывает услуги принципалу на платной основе, в т.ч. услуги по гарантийному обслуживанию реализуемой продукции, маркетинговые, информационные, рекламные услуги и проч. Этот фактор обеспечивает дополнительные доходы агента.
  • GregorGregor Supermoderator
    ред: 19 янв

    Агентско-дистрибьюторские контракты / Комментарий

    3.Преимущество смешанных агентско-дистрибьюторских договоров

    Тот факт, что торговый представитель вправе действовать на основе самостоятельной закупки и сбыта продукции, т.е. как дистрибьютор, и одновременно имеет возможность оперировать в качестве агента (например, при отсутствии свободных денежных резервов он вправе просто передавать заказы принципалу и получать комиссионные), делает этот тип международного договора чрезвычайно привлекательным для российских маркетинговых предприятий.

  • GregorGregor Supermoderator
    ред: 19 янв

    Агентско-дистрибьюторские контракты / Комментарий

    4.Эксклюзивный формат агентско-дистрибьюторских договоров

    Особую привлекательность данному методу зарубежного маркетинга привносит то обстоятельство, что подобно обычным агентским и дистрибьюторским договорам, смешанный агентско-дистрибьюторский контракт может быть заключен в эксклюзивном формате.

    Действуя на местном рынке в эксклюзивном статусе торговый представитель может быть уверен, что он не будет обойден конкурентами или же самим принципалом (поставщиком / производителем продукции).

Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.